★★★☆☆
A.von Zemlinsky, "Eine florentinische Tragödie"
Первая постановка: 1917, Штутгарт
Продолжительность: 50м
Либретто на немецком языке по неоконченной пьесе Оскара Уайльда "Флорентийская трагедия" в переводе Макса Мейерфельда
© Александр Витенберг / CC-BY-SA-2.0 |
Короткая одноактная опера по пьесе Оскара Уайльда, посвященная
страданиям обманутого мужа. Жена и любовник тоже присутствуют, но
играют явно второстепенную роль, так что "Флорентийскую трагедию"
можно без особой натяжки считать монооперой. Цветастая,
размашисто-декадентская музыка Цемлинского раскрашивает
распространенный сюжет анекдотов в трагические тона, придает
действию глубину и метафорический смысл, но все равно не
отделаться от впечатления, что перед тобой — типичная буря в
стакане, пусть и с привлечением большого количества контрабасов и
медных духовых. Неоконченная пьеса Оскара Уайльда на самом-то деле
небезынтересна и содержит как минимум один нетривиальный сюжетный ход,
оправдывающий всю затею с драматургической точки зрения — но Цемлинский,
увы, не смог найти ему эффектного музыкального эквивалента. Впрочем,
"Флорентийская трагедия" заслуживает
уважения хотя бы за то, что в отличие от многих других опер той же
эпохи ставит на первый план все-таки персонажей, а не музыку и
колорит.
Йозеф Антон Кох, "Джанчотто настигает Паоло и Франческу", 1805 Wikimedia Сommons / Public Domain |
Исполнения:
★★★★☆
(Martin Winkler (Simone), Thomas
Piffka (Guido Bardi), Gun-Brit Barkmin (Bianca) - Bernhard Kontarsky, реж.
Georges Lavaudant, Opéra de Lyon, Лион, 2012)
Исполнителя главной роли Цемлинский явно не жалеет:
сложная психологическая эволюция этого персонажа требует
невероятного разнообразия вокальных красок и полной самоотдачи, но
зато для талантливого певца эта опера может превратиться в самый
настоящий триумф. В этом спектакле Лионской оперы по счастью нашелся
исполнитель, способный достойно спеть главную партию. Австрийский
басобаритон Мартин Винклер вокально более чем впечатляет: мощный
голос огромного диапазона позволяет убедительно изобразить и
суетливую энергичную деловитость, и решимость, и отчаяние, и
презрение, и издевательскую веселость, и агрессию. К сожалению,
Винклер не сразу распелся, да и с актерскими способностями у него
намного хуже, чем с вокальными: и внешность неброская, и навыки
психологической игры фактически отсутствуют. За пультом - один из
крупнейших специалистов по немецкой опере 20-го века, Бернхард
Контарски, поэтому за музыкальный уровень записи можно быть
спокойным, да и декорации в стиле "Кабинет доктора Калигари",
равно как и эффектная игра теней, приходятся вполне к месту. Так
что любителей поствагнеровских модернистских вывертов это
исполнение наверняка порадует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий