★★★★★
B.Bartók, "A kékszakállú herceg vára"
Первая постановка: 1918, Будапешт
Продолжительность: 1ч
Либретто на венгерском языке, Бела Балаж по сказке Шарля Перро (1697)
Гюстав Доре, иллюстрация к сказке Шарля Перро, 1862 Wikimedia Сommons / Public Domain |
Единственная опера Белы Бартока — мрачная, загадочная, полная внутреннего
напряжения. Этакий оперный эквивалент "Носферату. Симфония ужаса": гибрид экспрессионизма, символизма и хоррора, который мог возникнуть только в начале 20-го века, и просто обречен стать классическим. Бартоку здесь удалось создать своеобразный музыкальный аналог мистического
фильма ужасов, способный выжимать адреналин не хуже любого, пусть
даже и самого жуткого готического триллера. Пожалуй, по музыке ближе
всего к этой опере стоит «Пеллеас и Меллизанда» Дебюсси – если бы та
была начисто лишена лирики и спрессована почти до крика. И конечно
же, влияние драматургии Метерлинка здесь чувствуется на каждом шагу,
хотя сама пьеса не имеет ни малейшего отношения к пьесе Метерлинка
«Ариана и Синяя Борода», а является оригинальным произведением
венгерского литератора Белы Балажа. Кстати, судьба либреттиста оперы
настолько интересна, что заслуживает отдельного рассказа: коммунист
и революционер, Балаж в 1919 году был вынужден переехать в Германию,
где приобрел известность как сценарист и кинокритик. В 1932 Балаж в
соавторстве аж с будущей легендой немецкого кино Лени Рифеншталь
снимает по собственному сценарию фильм «Синий свет». В 1933 из-за
нарастания фашистских настроений еврей и коммунист Балаж уезжает в
Советский Союз, где начинает съемки фильма «Тиса горит», который так
и не был окончен в связи с волной репрессий, прокатившихся среди
венгерских политэмигрантов. Тем не менее, Балаж счастливо избежал
репрессий и в 1945 году вернулся в родную Венгрию. В это время его
соавтор Барток умирал в далеком Нью-Йорке, но впечатления от его
поздних сочинений с лихвой хватило, чтобы обеспечить Бартоку
заслуженную славу, а его единственной опере – гарантировать
достаточно частые исполнения.
Гюстав Доре, иллюстрация к сказке Шарля Перро, 1862 Wikimedia Сommons / Public Domain |
Исполнения:
(Bluebeard - Siegmund Nimsgern, Judith - Tatiana Troyanos, BBC Symphony Orchestra, Pierre Boulez - 1976)
★★★☆☆
Эту запись трудно назвать
идеальной, и слабым звеном здесь является, как это ни странно,
Нимсгерн. Вообще-то я с большим уважением отношусь к этому певцу, но
здесь ему не удалось спеть своего Герцога ни настолько красиво,
чтобы его персонаж трогал за душу, ни настолько мрачно, чтобы
действительно вселять ужас. И это очень обидно, так как его
напарница Татьяна Троянос поет просто неподражаемо здорово,
умудряясь за счет огромного голосового диапазона и умелого
использования вибрато передать тончайшие оттенки страха, надежды и
настороженности. Игра оркестра под управлением легендарного Пьера
Булеза также достойна всяческих похвал – но, увы, в отсутствии
действительно удачного Герцога опера сильно теряет в своем
воздействии.
Надо было Вам брать запись с Сэмом Рэми и Эвой Мартон. Или Ласло Полгара с Джесси Норман. )
ОтветитьУдалить